Ростовский референтный центр Россельхознадзора

Пресс-центр

О статье Шипова С.В.

О статье Шипова С.В.

22.04.2015

В России объявили войну организациям, которые выдают липовые сертификаты на потребительские товары. Чаще всего мошенники подделывают сертификаты на продукты питания, игрушки, одежду, лекарства и мебель. Так на рынок попадают некачественные и даже опасные для здоровья людей товары.
Однако абсолютное большинство покупателей в России ни разу в жизни не пытались проверить сертификат соответствия на приобретаемый товар. Одни просто не доверяют никаким бумагам продавца и полагаются только на свой глаз и чутье. А другие и не подозревают о такой "опции". Но только настоящие сертификат и декларация дают гарантию качества и безопасности, соответствия государственным стандартам.  Сколько же еще органов по сертификации и испытательных лабораторий штампуют липовые сертификаты и протоколы испытаний, а значит, выпускают на рынок непроверенный товар?
Свыше 1200 организаций, или 10 процентов аккредитованных лиц  уже вывели с рынка. В зоне повышенного риска сейчас еще остается значительное количество организаций. Это лидеры, за ними свыше 60 процентов всей сертификации в стране. Они или  выдают очень много сертификатов, или попали в зону высокого риска как-то иначе, что требует пристального внимания со стороны Росаккредитации. Начались  внеплановые проверки  организаций с выездом на место, до конца года проверки будут завершены. Организации, которые  отнесли к зоне риска, не обязательно  являются злостными нарушителями. Но задача Росаккредитации перепроверить тех, кто контролирует этот огромный сегмент рынка.
Еще недавно множество аккредитованных организаций выдавали сертификат без особых церемоний и за очень небольшой срок. Сейчас  не найти  в Интернете аккредитованных лиц, прямо предлагающих такие услуги. Там есть  фирмы-посредники. Это означает, что органы по сертификации стали  бояться открыто участвовать в этих схемах. Но и посредникам уже нелегко приходится. Им не хотят платить напрасно, если можно  самостоятельно все сделать.  Когда начали ужесточать контроль, требования к аккредитованным организациям, начались  жалобы в правительство, что из-за активности Росаккредитации дорого стало сертифицировать товары. А ведь чтобы понять, честно или нет работает орган по сертификации, надо сначала узнать стоимость его услуг. Понятно, что купить бумажку - это дешево. А реальный сертификат получить - да, это стоит денег, но это необходимые затраты на подтверждение безопасности продукции.
Продавцы до сих пор удивляются, когда покупателей интересует сертификат на товар, они начинают искать по всем углам, потом говорят, что бумага у начальства. Не в нашей потребительской культуре потребовать сертификат. Люди начинают все больше задумываться о своем здоровье, о том, что они покупают.
Просто при этом еще далеко не все понимают, какие у них есть возможности. И в этом смысле проверка сертификатов должна стать одной из опций по защите прав потребителя, о которой все должны знать и уметь ею пользоваться. Это несложно.

Продолжение следует...