Ростовский референтный центр Россельхознадзора

Пресс-центр

О статье Шипова С.В. продолжение...

О статье Шипова С.В. продолжение...

29.04.2015

Будут развивать и популяризировать это направление, делать сервисы более доступными - пришел человек в магазин, поднес товар к специальному сканеру, кнопочку нажал, послал запрос и сразу получил ответ, где, кем и когда этот товар был сертифицирован. Эта идея перспективна, но, конечно, требуется оценить затраты на ее воплощение.
До создания информационной системы Росаккредитации, было больше фальсифицированных сертификатов, просто бумажек. Сейчас на первый план выдвинулась проблема документов, не подкрепленных надлежащими лабораторными испытаниями.
Поэтому совет всем  по реестрам  сайта не только проверить подлинность сертификата и убедиться, что это не фальшивка, но и посмотреть наименование организации, выдавшей сертификат, и лабораторию, которая проводила испытания. Действуют ли они, не лишены ли аккредитации, нет ли в отношении них каких-то проверочных мероприятий. Если орган по сертификации не закрыт, сертификат настоящий, то это дает дополнительную уверенность в безопасности товара. Проблема некачественных и контрафактных товаров полностью неискоренима нигде, даже если система контроля работает достаточно четко. В наших силах повысить уровень этой гарантии.
Штрафы за нарушения в сфере аккредитации считаются достаточными.
Но главное даже не эти суммы, а то, что если организация не устраняет нарушения или допускает их систематически, прекращается ее аккредитация.
Налажен обмен информацией по нарушениям. Если они связаны с казахстанскими или белорусскими сертификатами, можно обращаться к уполномоченным органам этих стран с просьбой провести проверку и отменить такие сертификаты. Если они выявляют у себя проблемы с российскими сертификатами, проверку проводят в России.
Создается региональная ассоциация по аккредитации. В нее могут войти не только страны Евразийского экономического союза, но и другие заинтересованные государства.
Создание такой ассоциации поможет  полностью встроиться в систему международной аккредитации. При этом уже сейчас есть некоторые элементы наднационального регулирования, например, единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза. Кстати, чтобы попасть в него, нужно соответствовать более жестким требованиям, чем при включении в национальный реестр.
Создается единый евразийский рынок, но органы по аккредитации остаются национальными.  Важно понимать, что базовые требования к органам по сертификации и испытательным лабораториям задаются международными стандартами, и они закреплены в законодательстве всех стран ЕАЭС.  Если возникнет необходимость в дополнительных требованиях, их нужно прописывать не в национальном законодательстве, а только в документах, которые регламентируют включение организаций в реестр Союза. Тогда эти требования будут едиными для всех  стран, чтобы не создавать для сертификации в одной стране более льготные условия, а в другой более жесткие. Не должно быть конкурентных преимуществ.