ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора»

Новости

Как вновь принимаются в оборот рекультивированные земельные участки

Как вновь принимаются в оборот рекультивированные земельные участки

15.04.2020

В настоящее время серьезной проблемой, уменьшающей площадь сельскохозяйственных земельных угодий и сокращающей природный ресурсный потенциал территорий, является нарушение земель и их почвенного покрова в результате жизнедеятельности человека. Площадь нарушенных территорий может быть огромной, и особенно остро проблема нарушения земель стоит в местах, богатых залежами природных ископаемых – недр. В результате деятельности по добыче полезных ископаемых полностью нарушается природный ландшафт, и на месте извлечения недр образуется техногенная территория, мало пригодная не только для сельскохозяйственного производства, но для жизни человека в целом.
В настоящее время основным мероприятием, являющимся главным методом восстановления природно-хозяйственной значимости территории, а также применяемым для восстановления биоразнообразия, является проведение рекультивации земель. Данное мероприятие в современной нормативно-законодательной базе Российской Федерации рассмотрено достаточно подробно.
Сам процесс рекультивации земель зависит от множества факторов, в основном зависящих от функционального назначения территории, экономических и природно-экологических аспектов земельных участков. Процесс восстановления земель должен происходить на основе разработанных проектов рекультивации, что подразумевает обширный анализ комплекса разнообразных условий, сложившихся на конкретном земельном участке. Проекты рекультивации разрабатываются с учетом требований следующих актуальных нормативных документов:

  • ГОСТ Р 57446-2017 «Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия»;
  • ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель;
  • ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации»;
  • ГОСТ 17.5.1.03-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель»;
  • ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения».    
Проведение рекультивационных работ по разработанному проекту продолжается несколько лет в зависимости от хозяйственного назначения рекультивируемого участка. Однако сам проект рекультивации до начала этих работ должен быть правильным образом согласован и тогда по окончании работ участок вновь принимается в оборот. На сегодняшний день  основным документом, фиксирующим круг лиц, принимающих рекультивированные земельные участки, является постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель». Согласно указанному документу:
- пункт 15: Проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, подлежит согласованию с:
а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель не является собственником земельного участка;
б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;
в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
- пункт 16: Заявление о согласовании проекта рекультивации земель или проекта консервации земель с приложением соответствующего проекта подается или направляется лицом, обеспечившим его подготовку. В этом заявлении указывается способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель или об отказе в таком согласовании.
- пункт 17: Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель требованиям обеспечения восстановления земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
- пункт 23. В случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.
- пункт 24: Лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления утверждают проект рекультивации земель в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня поступления уведомлений о согласовании таких проектов и направляют уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель в следующие федеральные органы исполнительной власти:
а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель, не указанных в подпункте «а» настоящего пункта.

Материал подготовлен специалистами отдела защиты растений, агрохимии, качества и безопасности растениеводческой продукции ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора»