ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора»

Новости

Перкинсоз устриц и мидий

Перкинсоз устриц и мидий

25.06.2020

В настоящее время на юге России функционируют 6 устричных хозяйств, выращивающих мидию и тихоокеанскую гигантскую устрицу. И хотя производство товарных моллюсков с каждым годом растет, оно все еще значительно меньше возможностей черноморского побережья, природные условия которого позволяют создать не менее двух десятков товарных ферм и устричных питомников и удвоить производство моллюсков.     
Торможение в устричном хозяйстве юга России в значительной мере обусловлено заболеваниями моллюсков, вызывающими эпизоотии и приводящие к деградации естественных поселений моллюсков, а устричную индустрию - к упадку. Дальнейшее развитие устричных хозяйств на юге России сопряжено с рисками распространения в этом регионе, новых, ранее не известных здесь болезней.
Международный опыт показал, что устричная индустрия весьма уязвима к инфекциям и инвазиям, и прежде всего, к инвазии паразитами родов Perkinsus, Marteilia и Bonamia, высокопатогенных для многих видов промысловых моллюсков.  К настоящему времени у устриц известно около 55 патогенов, среди которых 8–10 вирусов, 6 бактерий, 2 паразитических грибка, 1 патогенная губка, 25 протозойных и 10 многоклеточных паразитов. Среди них наиболее опасными считаются вирусные, бактериальные и протозойные болезни, в частности перкинсоз, или «пролиферативная болезнь» моллюсков, распространение которого в Америке привело к многолетнему падению производства устриц.
Перкинсоз устриц и мидий, возбудителем которого является Perkinsus marinus входит в перечень болезней, контролируемых МЭБ. Оно подлежит обязательному контролю и декларированию в странах ЕС и регионализации в РФ. К болезни восприимчивы устрицы рода Crassostrea и другие моллюски. Тихоокеанская устрица является основным объектом разведения в Черном море и на Дальнем Востоке. Поскольку устричные питомники на юге России практически отсутствуют, посадочный материал (спат) завозится либо из Европы, либо из российского Дальнего Востока, что сопряжено с риском заноса перкинсоза в акваторию Черного моря и другие благополучные регионы РФ.        
P. marinus – очень мелкие одноклеточные организмы, со своеобразным строением зооспоры. Подвижные зооспоры, продуцируемые зооспорангием, имеют два жгутика: передний орнаментирован волосовидными, похожими на шпоры образованиями и задний – гладкий. Паразит локализуется в клетках соединительной и эпителиальной тканей и вызывает у моллюсков протеолитическую деградацию, которая сопровождается их массовой гибелью. Диагноз на перкинсоз ставится на основании эпизоотологических, паразитологических и гистологических исследований и определения вида возбудителя.
Лечение перкинсоза культивируемых моллюсков практически не разработано. В этой связи биотехнологии культивирования моллюсков должны обязательно включать мероприятия по профилактике заболевания – в первую очередь, недопущение заноса перкинсоза из неблагополучных регионов и хозяйств в благополучные. Это должно обеспечиваться выполнением государственных программ эпизоотического мониторинга в районах выращивания моллюсков, государственным надзором за перевозками живых моллюсков, а также надежным производственным ихтиопатологическим контролем морских ферм.     
   

Г.А.Низова – ихтиопатолог одел ветеринарии и анализа рисков пищевого ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора»