ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора»

Новости

Бактериальная холодноводная болезнь рыб

Бактериальная холодноводная болезнь рыб

24.11.2022

Среди многочисленных бактериальных заболеваний, поражающих рыб, бактериальная холодноводная болезнь – «болезнь хвостового стебля» (bacterial coldwater disease - BCWD) в последние годы вызывает большой интерес, как в экономической, так и в экологической сфере. Холодноводная болезнь встречается во всех пресноводных экосистемах мира. BCWD был впервые описан в 1946 году как заболевание форели и лосося в США. Сегодня он встречается во многих регионах мира, включая Северную Америку, Европу, Скандинавию, Японию, Юго-Восточную Азию, Австралию и Чили.
Возбудитель заболевания – Flavobacterium psychrophilum, ранее классифицированный как Cytophaga psychrophila. BCWD наблюдается преимущественно у лососевых при искусственном выращивании. Известно также, что он вызывает заболевание у карповых, угря, сомовых и некоторых аквариумных рыб. Вспышки болезни BCWD могут возникнуть и при отрицательных температурах воды, откуда она получила свое название.  BCWD особенно опасен при температуре воды ниже 12 ° C. Однако, вопреки своему названию, известно, что болезнь вызывает значительные потери при температурах до +16 ° C. Повышение температуры воды до +15-16°С ведет к затуханию заболевания.
BCWD поражает все стадии жизнедеятельности рыб, начиная с гамет, икры и заканчивая маточным стадом. Заболевание наиболее остро проявляется у икры, мальков и сеголетков и, как правило, протекает хронически у взрослых особей.
Первичными «воротами» инфекции являются жабры и плавники, на которых образуются некротические очаги, также отмечается некроз тканей в области рта.
Клинические признаки BCWD варьируются в зависимости от размера рыбы и температуры воды. У икры и личинок заболевание может вызвать размягчение оболочек, преждевременный выклев, разрыв желточного мешка, эрозия кожных покровов. Гибель личинок может достигать 50 %.
Наиболее распространенной формой BCWD является подострая или острая инфекция у мальков и сеголетков. У мальков отмечают потемнение окраски тела, появление характерных поражений в виде белых пятен. У сеголетков отмечают эрозию спинного и хвостового плавников, гиперемию в области анального отверстия, некроз спинного плавника и хвостового стебля с оголением скелета. Зараженные рыбы обычно прекращают питаться, становятся вялыми. У больных рыб часто бывает вздутое брюшко, заполненное жидкостью, двусторонняя экзофтальмия (пучеглазие).
Из-за тяжелой анемии жабры, почки и селезенка бледные, иногда почти белые. Мертвые рыбы обычно скапливаются на дне и вылавливаются с раскрытыми жаберными крышками, их тела изогнуты в форме запятой, а цвет кожи к хвосту потемнел. Когда мозг заражается, особенно у мальков, также может появиться мягкая геморрагическая выпуклость на верхней части головы, и пораженная рыба будет плавать беспорядочно или по спирали.
У годовиков выявляют разрушение кожи с разрушением мышц на голове, челюстях, других участках тела, анемию и геморрагии жабр. У форели первым поражается жировой плавник, который постепенно обесцвечивается. Хвостовой стебель рыбы приобретает грязно-белый цвет. Разрушение хвостового стебля развивается вплоть до обнажения мышц и позвоночника. У балтийского лосося поражения кожи могут начаться на спине. У кижуча часто поражаются голова, рот и почки. Зараженные рыбы становятся вялыми, отказываются от корма, часто наблюдается асцит, пучеглазие. В связи с тяжелой анемией жабры, почки и селезенка бледные. При хронической форме у рыб инфицируется мозг, происходит размягчение оболочек икры. Заболевание может распространяться как горизонтальным путем, так и вертикальным, от производителей к молоди. Имеются данные о выделении возбудителя из содержимого оплодотворенной икринки, а также из внутренних органов рыб-производителей. Поэтому очень важно проведение бактериологического обследования производителей перед закладкой икры на инкубацию.  
Смертность обычно наступает в течение 5-10 дней после заражения и достигает максимума через 20-60 дней, в зависимости от температуры воды и возраста рыбы. Известно, что болезнь может рецидивировать, особенно после стресса или хендлинга (во время сортировки, пересадки, транспортировки, вакцинации и пр.).
Показатель смертности обычно составляет от 5% до 20%, но может достигать 90% при острых вспышках заболевания. Самый высокий показатель гибели составил 90% у радужной форели, 85% у семги.
Часто наблюдается, что BCWD предшествует или возникает в сочетании с другими бактериальными и вирусными заболеваниями.
Быстрая выработка резистентности бактерий к антибиотикам и дезинфицирующим средствам является серьезной проблемой в аквакультуре лососевых рыб. Устойчивость возбудителя BCWD к антибиотикам и антибактериальным препаратам приводит к рецидивирующим вспышкам инфекции, что делает применяемые в настоящее время методы борьбы с данной болезнью малоэффективными.
В настоящее время BCWD не включен в список МЭБ и не представляет риска для здоровья людей или каких-либо животных, кроме пресноводных рыб и, возможно, амфибий. Однако считается заболеванием, вызывающим озабоченность регулирующих органов.
Растущий объём индустриального выращивания лососевых видов рыб в южных районах страны требует особого подхода при планировании и проведении профилактических мероприятий на предприятиях аквакультуры нашего региона.


Материал подготовлен специалистами отдела ветеринарии и анализа рисков пищевого производства ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора».